ТАНКИ ВЕРМАХТА
Средний танк PzKpfw III
До лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению. Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, a Pz. IV — тяжелым.
 PzKpfw III Ausf A |

PzKpfw III Ausf H
|

PzKpfw III (Т-III) | 
PzKpfw III Ausf M
| В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen — ротная командирская машина). Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, только одна — «Даймлер-Бенц» — получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи — пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz. IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf. С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска. Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о | 
|
танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2. В 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN — началось производство первой массовой модификации «тройки» —Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19,5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках.
Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа. Противники же их пришли к этому значительно позже — лишь к 1943-1944 годам. PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46,5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 300 л. с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км — при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев — с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в
коробке
передач при малом количестве шестерен: на одну передачу — одна шестерня.
|
|
Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент — 360 мм — была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью. Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Тактико-технические характеристики
PzKpfw III Ausf. E
Боевая масса, т 19,5 Экипаж, чел. 5 Длина 5380 Ширина 2910 Высота 2440 Клиренс 385 Броня, мм: 16-30 Лоб, борт, башня 30 Крыша 18 Днище 16 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,95 Скорость (по шоссе), км/ч 40 Запас хода (по шоссе), км/ч 165 Подьем, град. 30 Ширина рва, м 2,3 Высота стенки, м 0,6 Глубина брода, м 0,8
Двигатель
«Maйбax» HL120TR, 12 -цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин
Вооружение
1 Пушка 37мм. KwK L46.5 131 Боекомплект
3 Пулемета 7,92 MG34 4500 Боекомплект
Страна-производитель Германия Год принятия на вооружение 1938
|
PzKpfw III Ausf. G
Боевая масса, т 20,3 Экипаж, чел. 5 Длина, мм 5690 Ширина, мм 2810 Высота, мм 2335 Клиренс, мм 385 Брони, мм 16-70 Скорость (по шоссе), км/ч 40 Запас хода (по шоссе), км: 145 Запас хода (по рокаде), км: 85 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,60 Ширина рва, м 2.20 Глубина брода, м 0,80
Двигатель
«Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, V- образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин.
Вооружение
1 Пушка 50мм. KwK 38 1/42 99 Боекомплект
2 Пулемета 7,92мм. MG34 3750
Боекомплект
Страна-производитель Германия Год принятия на вооружение 1940
| PzKpfw III Ausf. L Боевая масса, т 22,7 Экипаж, чел. 5 Длина, мм 6412 Ширина, мм 2920 Высота, мм 2510 Клиренс, мм 385 Броня, мм: 30-70 Лоб 70 Борт 30 Корма 50 Башня 30-50 Скорость (по шоссе), км/ч 40 Запас хода (по шоссе), км: 145 Запас хода (по рокаде), км: 85 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,60 Ширина рва, м 2,20 Глубина брода, м 0,80 Двигатель
«Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 3000 об/мин.
Вооружение
1 Пушка 50мм. KwK 39 L/60 84
Боекомплект
2 Пулемета 7,92мм. MG34 2700
Боекомплект
Страна-производитель Германия Год принятия на вооружение 1942
|
Основные модификации Pz.IIIA предсерийный вариант массой 15,4 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690х2810х2335 мм. Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три пулемета MG 34. 10 Pz.IIIB новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и подвеской на листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.IVA. 15
Pz.IIIC незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменена подвеска. 15
Pz.IIID толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько изменена подвеска и введена новая командирская башенка. Боевая масса 19,8 т. 50
Pz.IIIE совершенно новая ходовая часть с шестью опорными катками, торсионная подвеска. Двигатель Maybach HL120TR мощностью 30 л.с. Введены двустворчатые бортовые люки в башне, новая установка курсового пулемета. Изменениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,5 т. 96
Pz.IIIF незначительно модернизированный Pz.IIIE, в последующем все танки вариантов Pz.IIIE и Pz.IIIF были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38, число пулеметов сократилось до двух. 435
Pz.IIIG незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская башенка с пятью смотровыми приборами. 600
Pz.IIIH новая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни. 310
Pz.IIIJ лобовая броня толщиной 50 мм, новый тип установки курсового пулемета. С декабря 1941 года—50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров 2616
Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1) увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса 22,7 т. Габариты: 6412х2920х2510 мм. Двигатель и вооружение, как у Pz.IIIJ последних выпусков. 653
Pz.IIIM (Sd.Kfz.141/1) последний вариант Pz.III в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы. 250
Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2) штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня, как у Pz.IIIL и Pz.IIIM. 663
|
‹назад на главную
|